Но подобная твердость в том, чтобы придерживаться выбранного формата, возможна только в случае, если выбор названия и концепции был сделан осознанно со всесторонним анализом и оценкой возможных последствий и реакций. С момента событий 1937 года прошло уже около 90 лет и далеко не у всех представителей потенциальной целевой аудитории название вызовет яркий ассоциативный ряд и негативную реакцию. Возможно, что по прошествии еще 30-50 или более лет этот образ сгладится и превратится в образ как раз мужественности и силы. Если к тому времени парикмахерская будет существовать, то значительный прирост аудитории ей гарантирован. Сегодня вероятность больших репутационных рисков уже на этапе открытия очень велика.
Приведем другой пример связи маркетинга отдельно взятого продукта на рынке и глобальных процессов, происходящих далеко за пределами конкретного государства, на международной арене. События, которые привели к принятию США так называемого закона Магнитского могли бы пройти незамеченными и статья частью политического поля. Однако, незамедлительно последовали ответные решения, принятые Россией – санкции на ввоз целого ряда продуктов из разных отраслей – от пищевой до машиностроительной. В результате многие производственные компании, компании добывающей и перерабатывающей отраслей промышленности, пищевые компании и другие вынуждены были пересмотреть свои продуктовые линейки, состав и себестоимость конечных продуктов, а также производственные и технологические циклы и процессы. Безусловно, такие существенные изменения не могли не затронуть и маркетинговую политику вышеуказанных компаний. Некоторым пришлось пересмотреть рекламную политику в отношении целого ряда брендов в сторону сокращения (в частности молочная продукция) или пересмотра ключевых маркеров информационно компании в сторону акцентирования на включении в состав продукции российских компонентов (например, оборудование для второстепенных технологических процессов), другим удалось локализовать производство собственных российских продуктов, и стало возможным активно продвигать их на российском рынке (например, сырная продукция)
Маркетинговая деятельность компании напрямую зависит от всей деятельности организации и также напрямую влияет на нее. Сама организация находится под влиянием процессов, происходящих внутри нее самой и во внешнем мире: отрасли, государстве, мире. Это пример прямых и обратных связей постоянно меняющихся систем, требующих к себе особого подхода для изучения в динамике, а не только в данной конкретной ситуации. Именно это и помогает осуществить развитое системное мышление.
Врожденное или приобретенное Системное мышление в отличие от наглядно-действенного, конкретно-предметного, наглядно-образного и абстрактно-логического типов мышления, которые развиваются по поступательно по мере взросления и социализации ребенка, не является врожденным или естественным для каждого человека. Системное мышление – это особый навык, уникальная способность смотреть на мир сразу несколькими глазами, проникать в суть событий и постоянно изучать и развиваться.
«Системное мышление обращает внимание на то, как различный опыт, разные точки зрения взаимодействуют, образуя нечто большее и целостное. Важно видеть мир в разных ракурсах - это дает более полную карту ну и расширяет наши ментальные модели. Мир всегда богаче, чем наше представление о нем.
- есть два принципиально разных подхода: Объективный подход, или взгляд на систему со стороны. Субъективный подход, или взгляд на систему изнутри. Системное мышление использует оба подхода. Выбор подхода определяется тем, как вы проводите границы интересующей вас системы.
- полная объективность невозможна, потому что вам не дано полностью выйти за рамки системы, частью которой вы являетесь. Есть два вида субъективности: ваша собственная субъективность; субъективность другого человека, Ментальные модели — ваши собственные и Других людей — это часть системы»[3]
В идеале начинать формировать системной мышление необходимо уже в детстве, но, как правило, задумываться о его необходимости получается гораздо позже, уже на этапе получения высшего образования или начала профессиональной деятельности. Преимуществом СМ является тот факт, что никогда не поздно начинать его формировать и тренировать. И для этого существует целый ряд инструментов. В этой статье приведу ключевые.